Регистрация
Официальный сайт МАОУСОШ № 87
г.Екатеринбурга
     
книга памяти
Заботьтесь же, прежде всего о том, чтобы ваш воспитанник стал человеком в истинном смысле слова
Николай Гаврилович Чернышевский

Таймер не настроен

Этот блок ещё не заполнен
переход на страницу
переход на другой сайт
переход на другой сайт
видеоуроки
классные часы
инфоурок
про школу
продлёнка
учителя
Проект «Каждому учителю - Профессиональный сайт» (www.teacher-site.ru)
рассылка
президент
почемуча
доверие
права
спасатель
ПДД
читарики
пушкин
книга
игры
чудо
шишкин лес
вебграмотей
акинатор
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайта https://www.myclass87.ru/
Сейчас на сайте: 8

Неопределённая форма глаголов

Правописание тся- и ться

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ТЕТРАДИ НАХОДИТЬСЯ В ФАЙЛЕ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ ВНИЗУ СТРАНИЦЫ

На этом уроке вы узнаете, как нужно действовать, чтобы найти неопределённую форму глагола. Потренируетесь в образовании неопределённой формы глагола. Узнаете, по каким приметам в самόм слове можно отличить начальную форму глагола от других. Познакомитесь с суффиксами неопределённой формы глагола.

 

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Глаголы в неопределённой форме:

что делать?  

говорить

хохотать

пожимать

подмигивать 

прищёлкивать

Царь Дадон под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Чтоб концы своих владений

Охранять от нападений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

«Сказка о золотом петушке».

что делать?  

беспокоить

охранять

содержать

что сделать?

отдохнуть

устроить

Хочешь - запомни.

Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, являются глаголами несовершенного вида. Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?,  являются глаголами совершенного вида.

Почему важно при поиске неопределённой формы не перейти с одного глагола на другой

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать?, считаются разными словами, даже если они однокоренные. Они отличаются друг от друга какими-то частями основы и потому различны по значению.

Что делать?

хохотать

пожимать

говорить

Что сделать?

захохотать

пожать

договорить             

хохотать – захохотать

Слова отличаются приставкой за- (приставка за- имеет значение  «начать действие»).

пожимать (корень жим -) – пожать (корень жа-)

Глагол пожимать называет действие, которое совершается часто (неоднократно), глагол  пожать называет действие, которое совершается один раз (однократно).

говорить – договорить

Слова отличаются приставкой до - (приставка до- имеет значение «закончить действие»).

Чтобы не перейти с одного глагола на другой, нужно следить за приставкой в вопросе.

Как правильно действовать, чтобы найти неопределённую форму глагола

1. Поставь вопрос к форме глагола и узнай, есть в вопросе приставка С - или нет.

2. Задай вопрос неопределённой формы с приставкой С- или без неё.

3. Назови неопределённую форму нужного глагола.

 

По каким приметам в самόм слове можно отличить начальную форму глагола от других?

Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на –ть или –ти (идти, выйти, найти, везти, ползти). О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие – суффиксом.

Иногда неопределённая форма глагола оканчивается на –чь, но эти буквы –часть корня:

стерегут –стеречь (корень стерег-, стеречь-), прилягу –прилечь (корень ляг-, лечь-).

В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на –ти, всегда пишется ь. Пишется он и после буквы ч (-чь) – это орфограмма на правило: ь в неопределённой форме глагола.

Определим время глаголов и найдём неопределённую форму.

потекла – что сделала?, прош.в., что сделать?, потечь (корень тек-течь)

стригу – что делаю?, наст.в., что делать?,  стричь (корень стриг-стричь)

сберегу – что сделаю?, буд.в.,  что сделать?, сберечь (корень берег-беречь)

увлеку – что сделаю?, буд.в., что сделать?, увлечь (корень влек-влечь)

Какие суффиксы в неопределённой форме глаголов

Буквы гласных в неопределённой форме глаголов перед –ть – это чаще всего суффиксы. Они могут быть разными: -а, -е, -и, -я, -о.

Если они безударные, то на их месте всегда есть орфограмма. Эти буквы-суффиксы определить по правилу нельзя, их можно только узнать по словарю и запомнить.

Суффикс –а: услышать, плавать, прыгать, слушать

Суффикс –е: увидеть, обидеть, зависеть

Суффикс –и: построить, гладить, готовить, клеить, ставить, строить

Суффикс –я: залаять, таять, веять, сеять

Что такое постфикс?

Найдём глагол в неопределённой форме.

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт-

В шелесте трав,

В шуме дубрав,

Только прислушаться надо. (В. Семернин)

Что делает?, поёт, вздыхает, живёт - глаголы в настоящем времени.

Что сделать?, прислушаться – глагол в неопределённой форме.

В глаголах часто встречается особый суффикс –ся или –сь. Особый он потому, что находится после -ТЬ. Чтобы отличать его от других суффиксов, учёные дали ему своё название – постфикс («прикреплённый после»).

Тренируемся в образовании глаголов неопределённой формы

Образуйте глаголы неопределённой формы с помощью данных суффиксов и приставок.

Приставки ВЗ-, ПО-, ПРИ-, ОТ-.

Корни –ДРЕМ-, -КАШЛ-, -ПЛЯС-.

Суффиксы –ИВА-, -НУ-, -ЫВА-, -А-, -Я-, -СЯ.

Вздремнуть – приставка вз-, суффикс –ну-,

подремать – приставка по-, суффикс –а,

покашлять – приставка по-, суффикс –я-,

откашляться – приставка от-, суффикс –я-,

поплясать – приставка по-, суффикс –а-,

приплясывать – приставка при-, суффикс –ыва-,

отплясывать – приставка от-, суффикс –ыва-.

Ищем в тексте глаголы в неопределённой форме

Кто как питается.

Муха хоботком может всасывать только жидкую пищу. У некоторых бабочек  на конце хоботка - похожие на резцы зубы, которыми они могут прогрызать кожуру фруктов и пить их сок! Восемь гибких щупалец с присосками помогают осьминогу хватать и очень крепко держать любую добычу. Длинной шеей способен доставать жираф побеги деревьев. Улитка, живущая в раковине, своим языком способна срезать  и перемалывать  пищу. Паук может вырабатывать липкий шёлк для паутины, в которую должны попадаться насекомые. Бывают паутины с крышками, тогда  добыче не ускользнуть от него.

Может (что делать?) всасывать,

могут (что делать?) прогрызать и пить,

помогают (что делать?) хватать и  держать,

способен (что делать?) доставать,

способна (что делать?) срезать и  перемалывать,

может (что делать?) вырабатывать,

должны (что делать?) попадаться,

что сделать? не ускользнуть.

Подбираем подходящие по смыслу глаголы в неопределённой форме

Во время каникул.

Хорошо летом рано ….и …к озеру. Приятно ….на солнце, …в прозрачной воде, …в лесу грибы, ягоды, ….пение птиц. Интересно ….за поведением насекомых, ….с друзьями в футбол. Полезно …в саду и на огороде, …старшим по хозяйству.

Во время каникул.

Хорошо летом рано (что сделать?) встать и (что сделать?) пойти к озеру. Приятно (что делать?) загорать на солнце, (что делать?) купаться в прозрачной воде, (что делать?) собирать в лесу грибы, ягоды, (что делать?) слушать пение птиц. Интересно (что сделать?) понаблюдать за поведением насекомых, (что сделать?) поиграть с друзьями в футбол. Полезно (что сделать?) поработать в саду и на огороде, (что сделать?) помочь старшим по хозяйству.

Ставим глаголы в неопределённую форму

Как приготовить оладушки.

Надо (возьмём) пол-литра кефира, (прибавим) немного соли, сахара и соды, (взобьём) одно яйцо и (выльем) в эту массу, (добавим) муку и всё (перемешаем). Можно (печём).

Поставим глаголы в неопределённую форму.

возьмём - что сделаем?, что сделать?, взять

прибавим - что сделаем?, что сделать?, прибавить

взобьём - что сделаем?, что сделать?, взбить

выльем - что сделаем?, что сделать?, вылить

добавим - что сделаем?, что сделать?, добавить

перемешаем - что сделаем?, что сделать?, перемешать

печём - что делаем?, что делать?, печь

Как приготовить оладушки.

Надо взять пол-литра кефира, прибавить немного соли, сахара и соды, взбить одно яйцо и вылить в эту массу, добавить муку и всё перемешать. Можно печь.

Какое значение имеют глаголы одеть и надеть?

(Что сделать?) Одеть или надеть? Эти два слова часто путают.

Глаголы одеть и надеть похожи, но у них разное значение.

Одеть можно кого-то, а надеть только что-то на себя.

Поэтому правильно говорить так:

надеть (что-нибудь)

форму

пальто

туфли

платье

костюм

одеть (кого-нибудь)

ребёнка

куклу

девочку

больного

малыша

Заключение

На уроке вы узнали, что глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола. Её особенность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не определяются.

Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на –ть или –ти, иногда на –чь. В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на –ти, всегда пишется ь.

 


 

ПРАВОПИСАНИЕ ТСЯ И ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЫ

Документы (всего: 1)
Документы (всего: 1)

Комментарии:

ВалерияДильман

08.04.2020 Рі., 08:49


Дильман Валерия +


ДарьяКускова

07.04.2020 Рі., 18:10


Кускова +


АлексейАсанов

07.04.2020 Рі., 12:31


Асанов Алексей урок прошёл.


ДарьяТихонова

06.04.2020 Рі., 19:46


Дарья Тихонова урок прошла.


ДарьяСветличная

06.04.2020 Рі., 17:57


Дарья Светличная прошла урок


АленаГлушкова

06.04.2020 Рі., 17:03


Глушков Матвей ,прошел урок

 


АнастасияВажесова

06.04.2020 Рі., 16:09


Настя Важесова урок прошла


ТимофейМакаров

06.04.2020 Рі., 14:28


Макаров Тимофей урок прошел.


ЛевВедров

06.04.2020 Рі., 13:10


Ведров Лев урок прошёл


МаринаВасильева

06.04.2020 Рі., 10:20


Васильев Егор урок прошёл.